Дайджесты · СМИ и выборы - затишье перед бурей?


СМИ и выборы - затишье перед бурей?


Несмотря на приближение выборов, партии ведут весьма вялую борьбу друг с другом. Лениздат.Ру поинтересовался у коллег, станет ли в текущей предвыборной кампании элементом агитации размещение кандидатами или сразу партиями в СМИ заказных статей о себе и своих оппонентах.


Андрей Константинов, гендиректор Агенства журналистских расследований

- На этих выборах общая роль СМИ будет ниже, чем на предыдущих. Плюс значительно увеличилась роль Интернета. Разного рода заказухи и проще и безопаснее выкидывать именно туда.

СМИ за последние годы стали больше привлекать к ответственности за откровенную заказуху, оскорбления, содержащиеся в таких текстах. Конечно, если материал соответствует действительности – это одно. Но заказные статьи обычно являются чем-то «отмороженным». Они не правдивы, содержат оскорбления, сведения, порочащие других кандидатов. Нормальные легальные СМИ стараются избегать публикации таких текстов. Возможно, боясь привлечения к ответственности, возможно, оберегая репутацию.

С другой стороны, в абсолютно другой реальности живут телевизионные каналы. Если для нас важно соблюдение закона, обычной практикой стало содержание юридического отдела, в телевизоре, например, постоянно показывают материалы, снятые скрытой камерой. Но закон вообще запрещает какую бы то ни было скрытую съемку. Как они это делают?..

Глеб Сташков, обозреватель журнала «Город 812»

- В печатных СМИ размещение заказных материалов никогда не было эффективным с точки зрения результата. Но их все равно размещали. Сейчас есть выборы. Есть партии, которые в них участвуют. У партий есть бюджеты. А раз есть бюджеты, куда-то же их придется тратить. Значит, будут тратить в том числе и на рекламу в СМИ.

Другой вопрос, что далеко не у всех, кто участвует в выборах, есть достаточные бюджеты. Ну, у «Единой России» есть. У эсеров, по слухам, с деньгами плохо. Коммунисты особо никогда не увлекались заказухами. Может, «Яблоко». Если ему из Кремля денег подбросят…

Хотя, у партий есть кандидаты. Кандидаты же должны предпринимать какие-то шаги. В том числе, и в этом направлении. А вообще, сейчас наблюдается какое-то абсолютное затишье. Предвыборная борьба по факту отсутствует. Даже по сравнению с выборами 2007 года. Я вспоминаю выборы в ЗакС в 1998 году – я тогда как раз занимался мониторингом СМИ. Все газеты были забиты заказухой. Между первым и вторым турами СМИ вообще превратились в листовки какие-то. В первую очередь – «Вечерний Петербург», «Невское Время». Я даже мониторить перестал – уже невозможно было газеты читать.

Нужно понимать, что печатать заказные материалы в печатных СМИ бессмысленно. Во-первых, они все равно сразу бросаются в глаза. Во-вторых. Люди верят бесплатным независимым печатным СМИ не больше, чем бесплатным газетам партий или кандидатов. Ну а платные печатные СМИ в Петербурге, как известно, никто не читает.

Резюмируя, отмечу три причины, из-за которых заказные тексты теряют актуальность: по сравнению с 90-ми годами ужесточился закон по отношению к СМИ; на выборах теперь отсутствуют одномандатные округа, а следовательно – интрига; ежегодно падает значение печатной прессы.

Андрей Дмитриев, обозреватель портала «АПН Северо-Запад»
- Конечно, это актуально на всех выборах. Партии жуликов и воров совсем без этого не обойтись, но и партии, называющими себя оппозиционными, тоже не брезгуют заказухами. Например, единороссы регулярно размещают материалы против эсеров, Миронова, Оксаны Дмитриевой. «Санкт-Петербургский Курьер» принадлежит людям, близким к «Единой России». Эта газета регулярно печатала статьи против Мирновов, когда его отправляли в отставку. И сейчас занимается такими же вещами. Думаю, и сами эсеры работают подобным образом против ЕдРа. Но среди материалов, критикующих партию власти, сложно найти заказные. Потому что на нее и так все, в том числе и журналисты обозлены. Понятно, что Навальный не за деньги агитирует против партии жуликов и воров.

Виктор Резунков, петербургский корреспондент радио «Свобода»
- Думаю, заказные материалы обязательно станут появляться в рамках ЗакСовских выборов. Здесь, в отличие от федерального уровня, пропагандистские бои будут более жаркими. Объясняется это, в частности, тем, что на региональном пространстве такая борьба обходится дешевле и получается эффективнее, чем в рамках всей страны. Мы уже наблюдаем, как местная газета «Единой России» всячески клевещет на эсеров, публикует материалы против Оксаны Дмитриевой.

В целом, партия власти распространила свою монополию на СМИ. Независимых осталось очень мало. Поэтому основной упор в анти-единоросовской кампании будет делаться на Интернет. Там появятся и уже появляются сайты, которые займутся критикой политических партий.

Сергей Балуев, главный редактор журнала «Город 812»
- Мне кажется, в крупных СМИ заказухи на этих выборах не будет. Когда-то она имела место. Например, когда боролись Собчак с Яковлевым. Может, будут появляться какие-то подпольные газетки… Например. газета, зарегистрированная в 2005 году и выходит раз в год. Вот их будут откапывать и издавать. Но эффективности в них я не вижу. Так что, может. Небольшие газетки и покусятся на размещение заказных статей. А крупные – вряд ли. Наказание за это стало более жестким.

Борис Вишневский, публицист
- В прошлые годы размещение заказных материалов активно практиковалось. Официальным путем установить заказчиков было практически невозможно, потому что расследования по сути не проводились. Обычно, видя тот или иной материал, я с большой вероятностью могу определить, заказной он или нет. В рамках этой кампании пока не встречал заказух. Но естественно, слежу не за всеми СМИ.

Олег Мухин


Источник: Lenizdat.ru (http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1099935-0.html#1)
К списку дайджестов
Опрос


Начинается новый учебный год. Ваше отношение:


Ура! Учёба начинается!

Наконец-то встречусь с однокурсниками

Начало учебного года - обыкновенный день: ни радости, ни печали

Я совсем не отдохнул от прошлого учебного года, а тут всё сначала...

Учеба - это каторга!